Компания Самолет Плюс, которая долгое время считалась риелторским ответвлением девелопера «Самолет», стала совершенно самодостаточным бизнесом и представляет собой технологический сервис для агентств недвижимости, утверждает ее основатель и управляющий партнер Дмитрий Волков. В интервью РИА Недвижимость он также рассказал о планах по выводу компании на IPO, о ее сходстве с «Яндекс.Такси» и Tinder, почему ей интересна Индия и кем станут риелторы в будущем.
– Дмитрий, начнем с того, что же вообще такое Самолет Плюс?
– Самолет Плюс — это инновационный сервис недвижимости, относящийся к категории компаний Property Technology. Это объединение IT и классического рынка недвижимости. С точки зрения нашего позиционирования мы рассматриваем Самолет Плюс как сервис, который решает все задачи, касающиеся приобретения, аренды, покупки недвижимости, а также ее улучшения: меблировка, ремонт, декор и так далее.
– Вы не позиционируете себя как классическое агентство недвижимости или риелторская компания?
– У IT и классической составляющих разные, но взаимодополняющие модели. Классический риелторский бизнес — это когда вы продаете квартиру и за эту сделку получаете комиссию. У «Самолета Плюс» как IT сервиса нет этого бизнеса. Когда наш франчайзи продает квартиру в своем районе, комиссия остается у него.
Условно говоря, если вы пришли к Ольге, которая открыла офис «Самолета Плюс», и купили у нее квартиру, то вы заплатите комиссию Ольге, а не нам. А вот технологии, благодаря которым Ольга работает, которые позволяют ей продавать, сдавать в аренду, ставить мебель в эти квартиры, делать ремонт, страховку, оценку, одобрение ипотеки, как раз и дает сервис Самолет Плюс.
Возьмем сервис «Яндекс.Такси», который многим представляется как огромный таксопарк. Это совсем не так. В первую очередь это сервис, который позволяет клиенту заказать такси, принадлежащее какому-то таксопарку. Или вообще это личная машина человека, который просто присоединился к сервису. У них есть и собственный таксопарк. Есть ли у «Самолета Плюс» свои офисы? Да, есть. Их немного, в данное время шесть. Они открываются по разной модели, в том числе, для того, чтобы мы могли на себе понимать, какие технологии на самом деле нужны франчайзи.
Поэтому если говорить про нашу основную суть бизнеса, мы предоставляем сервис решений, который позволяет клиенту полностью закрыть все вопросы, связанные с недвижимостью. Но при этом мы не риелторское агентство.
Где сегодня присутствует компания, сколько у вас офисов, сотрудников?
– У нас на данный момент офисы открыты в 80 регионах РФ. Это 248 городов. В России чуть больше тысячи городов, и это достаточно высокий процент покрытия. Подписанных офисов сейчас у нас 1600, открытых — 1150 с копейками.
При этом пока не все эти офисы работают под брендом Самолет Плюс. Часть из них в рамках сделок M&A мы присоединяем к сети в течение определенного времени. Например, когда мы купили «Золтор», там было 330 офисов, на данный момент в сеть Самолет Плюс за три-четыре месяца перешло более 100. По «Перспективе24» — из 105 офисов к нам перешло 100. Из оставшихся пяти кто-то ушел из сети, кто-то находится в состоянии длительного ребрендинга. С «Мегаполисом» мы закрыли сделку два месяца назад, пока наш новый 141 партнер — на этапе ребрендинга. Мы прогнозируем, что в течение трех-шести месяцев порядка 100-120 офисов перейдет в нашу сеть.
По поводу сотрудников. Нужно четко разделять два типа сотрудников «Самолета Плюс». Есть сотрудники непосредственно самого сервиса — те, кто занимается разработкой, продуктами, маркетингом. Таких людей у нас порядка 500. Плюс часть функций мы отдаем на аутсорсинг, например колл-центр.
Вторая категория сотрудников — те, кто работает в офисах «Самолета Плюс». Условно, пришел франчайзи, взял у нас франшизу, подписал концессионный договор, нашел помещение, открыл офис и стал туда набирать персонал. Таких суммарно сейчас около 12 тысяч. Из них именно агентов, то есть тех, кто закрывает сделки, почти 11 тысяч. При этом активных агентов, которые закрывают в квартал хотя бы одну сделку, где-то порядка 7 тысяч. Часть — это стажеры, часть — это люди, которые прошли стажировку, но еще не закрыли свою первую сделку.
– Сколько объектов у вас в экспозиции?
– Сейчас порядка 300 тысяч. У «Циана» — порядка 2 миллионов объектов, а если вычистить дубликаты — 1,4-1,3 миллиона плюс-минус. Почему беру «Циан»? Потому что с точки зрения экспозиции несмотря на то, что MAU (месячное количество уникальных пользователей — ред.), допустим, у «Авито» больше, чем в «Циане», но «Циан» в этом смысле более репрезентативен с точки зрения выборки. У нас от объема «Циана» сейчас более 10% объектов. Но у нас вычищенная база и коэффициент достоверности больше, чем в любой базе на рынке сегодня.
Работая с эксклюзивной базой, мы добиваемся того, чтобы большинство наших объявлений были настоящими, а не фродом (от английского fraud, то есть мошенничество — ред.), не фейками и не дубликатам. Эта витрина бесплатна для наших партнеров, тех, кто купил франшизу, платит роялти, платит за пользование технологиями, дистрибутирует наши продукты — мебель, ремонт. Они имеют возможность размещать объявления в нашей витрине бесплатно. И с точки зрения MAU наша витрина растет.
– Каковы ваши финансовые показатели за этот год? Сколько через сервис закрыто сделок?
– Сейчас, пока отчетность не готова, год не закрыт, я бы не хотел разглашать показатели. Могу только сказать, что это кратный рост выручки к 2022-2023 году. Такой же кратный рост запланирован в 2024 году.
В этом году как сервис Самолет Плюс мы закроем более 100 тысяч сделок, из которых порядка 30% — это сделки с объектами «Самолета». Для нас «Самолет» сегодня — один из ключевых клиентов. Крупный, большой клиент. Всю недвижимость, которую строит «Самолет», продает Самолет Плюс. Оставшаяся недвижимость в базе «Самолета Плюс» разделяется на несколько категорий. Большая часть — это сделки по вторичке. Мы прогнозируем, что в этом году их будет порядка 75 тысяч.
Еще порядка 5 тысяч сделок будут сделками с объектами других девелоперов. При этом именно по этому направлению мы видим кратный рост от месяца к месяцу. Первичное направление мы развиваем по нескольким причинами. Во-первых, мы видим, что агенты в массовом сегменте начинают все лучше продавать первичку. Лет пять назад этого не было. Проникновение риелторской услуги в первичку растет. И даже самые консервативные девелоперы, которые раньше не хотели работать с агентами, начинают это делать. Кроме того, летом мы купили компанию «Домбук» и сейчас полностью интегрировали ее в нашу систему. Это агрегатор новостроек, который позволяет нашей сети, нашим франчайзи продавать быстро и удобно, при этом не взаимодействуя напрямую с девелоперами, все взаимодействие мы берем на себя. У нас уже подключено порядка 250 девелоперов.